Про подрезанные крылья и хвосты из детства

Статья на самом деле довольно старая, но, перечитав, я поняла, что она всё ещё актуальна:)
Есть такой вид хобби- художественный декупаж, по которому я иногда даю мастер-классы. Для тех, кто не умеет рисовать. Смысл его заключается в том, что на холст клеится некое изображение, которое берётся в качестве предварительного эскиза, и впоследствии покрывается акриловыми красками ,искусственно состаривается и покрывается лаком, имитируя живопись. Причём у людей, взявших за основу одно и то же изображение, получаются в итоге абсолютно разные работы и по колориту, и по технике наложения мазков. Мне нравится выставить такие работы в ряд, это очень здорово выявляет, насколько каждый человек индивидуален. Обычно, когда проходит первый ступор и человек преодолевает несколько первых мазков, он впадает в азарт, увлекается, начинает добавлять новые оттенки, дорисовывать какие-то детали, по его мнению нужные, и просто получает удовольствие от процесса.( Моё личное мнение, смысл той же живописи- именно в самом процессе создания. Результат нужен и важен, но, положа руку на сердце, если бы мне предложили такую суперспособность , чтобы мои творческие идеи моментально материализовывались, я бы отказалась.)

Но иногда бывает и по-другому. Проводя этот мастер-класс я периодически убеждаюсь, как родители или учителя могут подрезать крылья человеку, сами того не желая, и даже не зная об этом. Кто-то создал миф, зачем-то поддерживаемый так называемыми взрослыми, что живописи можно научить, а если тебя не научили, то ты не умеешь, и сделать этого не сможешь, это делают художники, они специально этому учились в институтах. Отвратительное клише «я не знаю, как делать правильно», от которого безвольно опускаются руки. Тридцать миллиардов способов, и все абсолютно правильные. А человек зацикливается и впадает в натуральный ступор. При этом, парадоксальным образом, делая интересную самобытную работу. Но не видит её достоинств, потому что он «не умеет», а значит, ничего интересного нарисовать не может. 
Живописи научить невозможно. Потому что это очень личное. Как нельзя научить ничему из того, что называется творчеством. Можно объяснить технологию создания какого-то эффекта, рассказать, что для разбавления масляных красок требуется льняное масло, а акриловых - вода, и что они не смешиваются. А как же то, что идёт от уникальной души каждого человека? Колористика колористикой, но я ещё не видела людей, которые смешивают краски по учебнику, или выбирают мазки по каталогу. Я сейчас , конечно, имею в виду не рисование чего-то там как способ заработка, когда нужно учитывать спрос и предугадывать желания потенциальных покупателей/заказчиков, и не рисование по конкретной системе, как , например, палихская, тагильская, или какая-нибудь ещё роспись. Я имею в виду то, что делается от души для себя лично и должно приносить человеку радость. 
Кстати, вспомнился мой первый урок живописи , когда я готовилась к поступлению в институт. Я тоже думала, что в нас будут там закачивать Тайное Знание тоннами. А преподаватель просто поставил перед нами натюрморт, и со словами, «ну, вперёд трудиться, ребятки» преспокойно пошёл пить чай на полтора часа. Первые мазки я сделала в недоумении, а потом , что называется, втянулась. Оказалось, этот процесс затягивает, и рука сама действует «мимо» мозга, решительно смешивая какие-то краски, добавляя какие-то оттенки. Как будто, это не твоя рука, а какое-то самостоятельное исполнительное существо- ты захотел, например, прибавить солнечный блик на кувшин, а оно уже услужливо смешало светло-жёлтую краску и сделало мазок кистью в нужном месте. Главное - перенести «центр тяжести» с «ой, я не умею, не смогу» на «я это делаю». Потом нас, конечно, корректировали, «подгоняли» под формат учебного заведения, но, кстати, даже в таком усреднённом варианте всё в равно чувствовалось авторство каждого конкретного человека. А по прошествии времени мы изо всех сил старались позабыть то, что нам говорили и попытаться из этой усреднёнки вернуть что-то свое, очень-очень авторское, личное и узнаваемое. 
И последний момент. Самые интересные вещи создавали те, делал не так, как считалось грамотным и верным на тот момент и делалось всеми. 
Для справки, работа на фото была сделана на таком же мастер классе человеком, который тоже абсолютно не умел рисовать, но не забивал себе этим голову=)


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...