Эксперимент- 1 блокнот и 32 дня.


На самом деле, проводила в прошлом году, периодически про него вспоминала, хотела написать выводы человеческим языком, но никак не доходили руки. Однако в этот волшебный час я -таки собралась, взяла музу в охапку, отвесила себе волшебный пендель, и вуаля) сама не верю)

Началось всё с того, что мне был подарен симпатичный компактный блокнотик. А блокнотики я люблю. Он был достаточно хорошенький, чтобы я захотела в нём рисовать, но, в то же время, недостаточно пафосный, чтобы я его пожалела трогать. И ещё у него был несомненный плюс- он был небольшой -всего 32 разворота, и идея  его заполнить показалась мне забавной, а главное- достижимой. И я решила сделать творческий эксперимент- каждый день заполнять по одному развороту- то есть по одной  картинке, пока блокнот не закончится. И по ходу эксперимента, посмотреть, как будут вести себя те тараканы, которые есть в головах у подавляющего числа представителей творческих профессий, и у меня, конечно, тоже.

(Дальше много букв и картинок)


Пару слов про беды творческих людей.

В этом абзаце  я буду честно вытаскивать своих арт- тараканов и выставлять на всеобщее обозрение). Причём это зверьё у меня самое обыкновенное, стандартное, такое же можно встретить у 80% так называемых "творческих личностей", это совершенно точно. Классические тараканы по ГОСТу, можно сказать. 

Ну самый широко известный "выверт" творческого мозга- это вечная синусоида со значением "да я ещё вообще ого-го!" в верхней точке и "я ничтожество и место мне в уборщицах" в нижней. Причём ведь есть, есть оно где-то на этой кривой-  разумное значение, более менее отражающее действительность, однако сознание на нём почему-то задерживается редко- вздох-передышка, а дальше- либо вновь ринуться ввысь, ибо снова рухнуть вниз. И самый забавный момент- эти "американские горки" никак не зависят от действительного уровня профессионализма/таланта- сколько раз встречала стонущих художников, рисующих в пятнадцать раз лучше меня. 

Вторая распространённая беда- это балансирование между двумя режимами работы мозга:

 1-от идей не продохнуть, их такое дикое количество, что осуществить их просто невозможно, а новые всё появляются и появляются, причём все они разноплановые, и все дороги сердцу, и не понимаешь, за какую из них ухватиться. И кажется, так будет всегда. И становится не по себе...
2- Тишина. И кажется, так будет всегда. И становится не по себе...


Идеи вообще интересная вещь,  в режиме "тишина" они, на самом деле, тоже приходят, но только гораздо реже, не такие яркие, "не фиксируются" мозгом и очень быстро исчезают.
 Можно сравнить с мыльным пузырём- он бесследно исчезает через несколько секунд после появления. Но его можно сфотографировать!
 И с зашедшей мыслью, если мы её заметили и отметили, как заслуживающую внимания,  можно поступить так же- записать, зарисовать, дать название, на худой конец- поставить  ассоциативный "якорь", он , хоть и ненадолго, но удержит её в голове до того момента, когда её можно будет как-то зафиксировать. На этот случай у меня уже много лет живёт династия блокнотов. Кстати, занимательный момент- чтобы образы приходили, на них нужно быть настроенным и хоть что-то фиксировать, потому что если не пользуемся- значит не нужно, мозг вхолостую работать не будет, отключит функцию до востребования. 

Ещё одна часто встречающаяся "болезнь"- "страх чистого листа". Это происходит, когда выделяется дикое количество творческой энергии при отсутствии конкретной идеи.Вот вроде бы- всё наше существо рвётся в творческий бой, руки чешутся что-то делать, настроение творить, вытаскивать из своего сундука с сокровищами и воплощать, воплощать, воплощать..... а вот не вытаскивается ничего вообще. И не воплощается. И энергия, которая должна была стать победным  фейерверком, превращается в невнятную искру отсыревшей петарды. 
Кстати, лекарство- тот самый блокнот, куда записано и зарисовано то, что наприходило в голову в лучшие времена, выбирать и бежать что-то создавать, пока бесценный творческий импульс не пропал даром.

И, наконец,  самый большой тормоз на пути творческого развития- это перфекционизм. Этот страшный зверь обитает в сознании во множестве вариантов и в различных сочетаниях с другими качествами, например
 перфекционизм+прокрастинация= работа будет идеальной и никогда не будет закончена. И начата, кстати, тоже.
 перфекционизм+чрезмерная серьёзность= любая нарисованная закорючка обязана быть шедевром, чтоб можно было бы сразу "в рамку и на стену", естественно, под грузом такой ответственности, не рисуется и не делается вообще ничего.
перфекционизм+тщеславие= зачем размениваться на мелочи, когда творить нужно масштабно, сразу картину 3  на 4 метра, главное только выбрать достаточно грандиозную идею для таких размеров... 
Можно перечислить ещё пару десятков вариаций этого вируса, но смысл всегда один- ничего не делается, вместо профессионализма растёт только чувство вины. 

Суть эксперимента
Ну , как уже было сказано, заполнять каждый день по развороту. Это основное условие. Вторым условием я сделала рисование сразу ручкой, то есть без возможности исправить нарисованное. Должна сказать, это очень дисциплинирует. Правда, один раз я всё-таки отступила от этого правила (попробуйте угадать, в каком рисунке))).
В остальном- правил нет, рисую то, что придёт в голову, если ничего не придёт- значит рисую бездумные цветочки и огурцы-пейсли в индийском стиле, главное, чтобы одна картинка в день была обязательно. Идеи не фильтруются- если эпический шедевр- значит эпический шедевр, если ерунда, не заслуживающая внимания- значит так тому и быть. То есть здесь я отчасти наблюдатель- не вынося оценку что имеет право на существование, а что нет- просто рисую и всё. В конце концов, если придёт на ум что-то действительно интересное- всегда можно большую работу из этого сделать, а шанс что поймается "крупная рыба" возрастает в разы. 
И рамок относительно того, насколько детальная/качественная прорисовка я тоже не ставила, как получится, так и получится. 

Результаты и выводы

Когда блокнот закончился было вполне реальное чувство завершившегося проекта, хотя, казалось бы, занималась ерундой)) Ну и приятное чувство выполненного дела. 

-Если бы не обещание, данное в соцсети, да ещё  с ежедневными отчётами, нет-нет да и проявился бы саботаж... Публичность- шаг к успеху) 

-Мне-таки нужна публика.да, я могу что-то рисовать и делать "в стол", но мне приятно, когда мои работы кто-то видит. И отдельно приятно, если они кому-то нравятся, несмотря на их недостатки)

-Блокноты для набросков должны быть небольшими, с хорошей плотной бумагой, и , желательно, на скрепке- так реально удобнее. Качество бумаги- это удовольствие от процесса рисования, а вот размер и количество листов имеют гораздо более интересное  значение. Дело в том, что за несколько листов до конца блокнота возникло желание завершить проект и поставить точку, не перестать рисовать, а именно завершить проект и начать новый. У блокнота, конечно, масштаб микроскопический, но это же явление, наверное, можно распространить и на более крупные проекты, пропорционально, конечно. 

-Проблем с идеями не бывает, как выяснилось, идей много, они ждут когда  я их позову и рады быть нужными,  более того- приходят с запасом на несколько дней вперёд. Если взгляд озадачен- он постоянно выхватывает и генерирует какие-то образы, удачные и не очень, но процесс идёт))

-Получила лишнее подтверждение той мысли, что забавное новое решение может прийти  тогда, когда пытаешься  исправить неудачное старое

- Я вполне способна рисовать в блокноте, да ещё на на развороте, и получать от этого удовольствие, хотя это точно работа "в никуда", просто так, она никогда не окажется в качестве экспоната на выставке и т.д. То есть ориентироваться исключительно на процесс творчества, вне зависимости от того, будет это картиной на выставке или тремя закорючками в скетчбуке.

-И да- позволяю себе адово косячить и слегка халтурить в собственном-то блокноте и мне вообще не стыдно. Ха!- мой блокнот-мои правила)))

































Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...