Творческое сопротивление






Интересный момент. Вот приходит классная творческая идея, прям потенциальный шедевр. Руки чешутся начать. Причём дело полезное и нужное, и приятное(!!!!), и вот парадокс- мозг немедленно ставит какой-то заслон, врубает режим"не-хочу-не-буду-не-могу-по-важным-причинам" , и вот я уже слоняюсь в поисках того , что бы такого сделать, чтобы чего-то не делать. Хорошо, если удаётся направить себя хотя бы в минимально конструктивное русло, например пойти что-нибудь мыть, или в магазин отправиться- это дела хотя бы нужные, хотя и делаются с маячащим на заднем плане чувством вины (мол, не этим, ты, мать, должна сейчас заниматься, ох, не этим... ) Хуже- если найти какой-нибудь прекрасный способ выкинуть на помойку пару дней своей жизни, забивая мозг ментальной жвачкой вроде пустого просиживания часов перед монитором (причём без особого удовольствия, потому что чувство вины никто не отменял).
 Второй случай- меня заваливает лавиной дел, требующих моего немедленного присутствия/решения, или из меня будто кто-то выкачивает все силы, начинает дико клонить в сон, в общем, к внутренним препятствиям радостно подключаются ещё и внешние.
 Сколько я себя знаю, режим злостного сопротивления врубается всегда, стоит мне только чего-то захотеть- начать что-то новое, свалить с себя старые долги, закончить начатое,и т.п. Причём, чем сильнее желание- тем сильнее сопротивление.

Недавно проводила эксперимент "Месяц без соцсетей", чтобы автоматически убрать самые разрушительные способы убежать от жизни, результат получился забавным- моё сопротивление необходимым делам по-прежнему толкало меня на какие-то действия-диверсии, однако у меня не было возможности просто взять и бездумно убежать в виртуальную реальность, поэтому эти лазейки становились более "полезными"- лишний урок по самоучителю, лишний убранный угол дома, лишyее упражнение, прочитанная глава, прослушанная лекция. Конечно же, это убегание, но хотя бы убегание не "откуда-то" а "куда-то". После этого хотя бы есть хоть какие-то результаты, пусть даже в других областях. Это, конечно, полумера.

Дела, в итоге, я ,конечно, делаю, и вполне успешно, и идеи свои выполняю, но, частненько, из этого уходит та лёгкость и непринуждённость, которая должна быть присуща творчеству. Потому что то, что начиналось в режиме "я хочу" иногда заканчивается в режиме "ну надо...".

Жить мешает по-страшному, и не одной мне. Кроме того, совершенно точно знаю, что этой ...ээээ... ментальной заразе подвержена не одна я, а практически каждый первый- в большей или меньшей степени. Конечно, не беря в расчёт тех великих просветлённых, которые с этим уже справились. Поэтому решила попробовать разобраться в этом вопросе.

Почему это происходит? Если поразмышлять.

Есть такая не помню чья теория, что в каждом человеке уживается сразу 3 персонажа- Взрослый, Родитель и Ребёнок. Ребёнок отвечает за мечты, фантазии, радость, и прочие спонтанности, Родитель- за заботу и безопасность, а Взрослый- за действия, выполнение, расчёт, выгодность/целесообразность и прочее. Могу немного приврать в частностях, но общая картина примерно такая. Если следовать этой схеме, то идея/желание приходит к Ребёнку, а Взрослый , ответственный за её выполнение, вовремя её у него "не перехватывает", и Ребёнок вынужден своё лёгкое желание "утяжелять" до состояния "я должен и обязан это выполнить". Естественно, он не хочет, дети вообще работать не хотят и не любят-это как раз то, что должны любить и делать взрослые. И Ребёнок начинает капризничать и торговаться. Отсюда сопротивление.
Ещё слышала где-то интересную мысль- мы боимся перемен, потому что мы боимся смерти. И сопротивляемся именно поэтому. Потому что мы ассоциируем себя с теми людьми, которыми сейчас являемся, и изменение нас означает исчезновение этих людей- то есть их виртуальную смерть. Если выполнить свою гениальную идею, вследствие этого стать богатым и счастливым, то тот человек в будущем- это буду уже не я, а кто-о другой, а я исчезну. Очень примитивно, конечно, но я надеюсь, мне удалось донести мысль.

Так что с этим делать-то?

В книжке "Метод Седоны" (полностью  здесь) сказано, что прежде всего нужно просто принять тот факт, что у нас это сопротивление есть. и даже позволить себе его иметь. И даже посопротивляться в собственное удовольствие. Встать посреди комнаты и сопротивляться всему, и нифига не делать. Меня хватило на 5 минут=)).После этого гораздо проще отпустить его и пойти уже заниматься теми делами , которые нужны. В этой же книге, кстати, сказано, что у человека есть не только потребность в одобрении, но и потребность в порицании, возможно, в некоторых случаях сопротивления это именно она. И от неё тоже можно освободиться и пойти уже заниматься делом.

Ещё из простых и действенных-  метод "лимита времени", то есть просто берём и договариваемся с собой, что в ближайшие, скажем, 7, 10, или 15 минут мы просто сидим и делаем то, что задумали, срок маленький и вытерпеть не отвлекаясь вполне реально.

В некоторых случаях мне удаётся уговорить своего оруще-вопяще-не-хотящего внутреннего ребёнка потерпеть в обмен на мороженку потом. Или на что-нибудь приятное. Да, я сама ведусь на собственные уловки- часто работает.

Иногда действенен такой элементарный до неприличия метод- просто заменить слово "должен" на слово "хочу". Даже если тот, кому "должен"- это ты сам.

А вчера мне помогла сконцентрироваться просто изоляция себя от всего, что может отвлечь. Вообще от всего. Никакой музыки, гаджетов, радио, тв, даже компьютер выключить, чтобы не работал (да, как ни странно, при включённом компе работается хуже, даже если он никак себя не проявляет, вот жрёт мою энергию и всё тут). Такие дела.

Вот такие вот размышлизмы. 
Если прочитали до конца и "откликнулось"- буду рада. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...